14 марта 2007 года в рамках Национальной книжной выставки-ярмарки «Книги России» состоялась Конференция по итогам двух проектов, реализованных в 2006 году фондом «Пушкинская библиотека» по заказу и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям: Общероссийского социологического исследования «Чтение детей и подростков» и Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри».
Открыла конференцию Н.С. Литвинец – начальник Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства «Роспечать». В своем выступлении она отметила, что «поддержка подобных проектов агентством неслучайна, т.к. именно проблеме привлечения детей и подростков к книге агентство уделяет последнее время существенное внимание». Н.С. Литвинец сообщила, что Федеральным агентством «Роспечать» совместно с РКС (Российским Книжным Союзом) разработана «Национальная программа поддержки и развития чтения», которая вошла в список поручений Президента РФ правительству и выразила надежду, что эта программа будет притворена в жизнь в скором времени и тогда можно будет говорить о новых совместных интересных проектах и конкурсах.
Большой интерес у участников конференции вызвало выступление ведущего сотрудника Аналитического центра Юрия Левады Б.В. Дубина, который рассказал о результатах проведенного Центром совместно с Фондом «Пушкинская библиотека» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Общероссийского социологического исследования «Чтение детей и подростков».
Особенность этого исследования заключается в том, оно что дает возможность рассмотреть, как взаимодействуют институты, обеспечивающие воспроизводство культуры (семья, школа, библиотека) и проанализировать связь ситуации с чтением с ситуацией в семье. Исследование проходило в 26 региональных отделениях Центра. Выборку исследования составили 600 младших школьников (учащиеся 1-4 класс), 600 старших школьников (5-9 классы) и 600 родителей, имеющих детей школьного возраста (1-9 классов).
Результаты исследования показали, что во всех возрастных категориях больше читают девочки. Доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние 3 месяца ни одной книги, составили лишь 3%. Перелом в отношении к чтению происходит у учащихся 5-6 классов. Доля не читающих среди детей этой возрастной категории составляет уже 10 %. Среди книг различных типов и жанров у школьников средних классов лидируют приключенческая литература (ее любят читать 53% опрошенных), фантастические, «волшебные» книги (50%), веселые, смешные (46%). Отмечено, что авторитет родителей, учителей, библиотекарей с возрастом у учащихся падает. К 9 классу интенсивность чтения снижется еще больше. Это связано не только и не столько с усилением других видов досуговой активности, в частности интересом к кино, компьютеру, Интернету, общению со сверстниками, но и с обострением личностных проблем, ухудшением отношений с родителями. Напрашивается вывод, что и школа, и семья, и библиотека слабо справляются с проблемами детей подросткового возраста.
В читающих семьях, где у родителей более высокий уровень образования и выше готовность дать более качественное образование своим детям, школьники заметно чаще описывают отношения с родителями как дружеские.
Исследование подтвердило, что проблема усугубляется постоянным дефицитом литературы для подростков, нехваткой в отечественном книгоиздании книг о современной жизни, проблемах переходного возраста, а также научно-популярной и познавательной литературы. И еще один очень важный результат исследования – резкий отрыв читательской, покупательской, библиотечной ситуации в Москве от регионов.
Всероссийский конкурс «Детское читательское жюри» наглядно показал, как объединение усилий взрослых (родителей, педагогов, библиотекарей) для привлечения детей к чтению с помощью интересных книг о сегодняшних проблемах современных авторов, а также занимательных незамедлительно приводит к всплеску читательской активности.
Заведующая детским залом Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы О.Н. Мяоэтс подчеркнула, что подобные конкурсы по продвижению детской книги и чтения имеют мировую практику, но только в России конкурс проводился при 100% государственной поддержке.
В конце конференции состоялось торжественное награждение победителей. Ими стали:
Победители в первой возрастной категории (7-9 лет)
В номинации «лучший писатель»:
Андрей Усачев – за книгу «Малуся и Рогопед» (издательство «Эгмонт»).
Артур Гиваргизов – за книгу «Хитрый Зубов» (издательство « Дрофа-Плюс»).
В номинации в номинации лучшее издательство:
Издательство «Эгмонт» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А.Усачева «Малуся и Рогопед»)
Издательство «Дрофа Плюс» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Гиваргизова «Хитрый Зубов»)
Победители во второй возрастной категории (10-12 лет)
В номинации «лучший писатель»:
Валерий Воскобойников - «Все будет в порядке» - издательство «ОГИ»
В номинации лучшее издательство:
Издательство ОГИ (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге В. Воскобойникова «Все буде в порядке»)
3. Победитель в третьей возрастной категории (13-15) лет
Аника Тор «Остров в море»
В номинации «лучшее издательство»:
Издательство «Самокат» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Тор «Остров в море»)
В номинации лучший координатор ( получают Дипломы и комплекты из 20 книг)
Владимирская областная библиотека им. А.М. Горького
Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова
Победители в номинации «лучший читатель» будут названы по окончании « Книжкиной недели», которая традиционно проходит в дни весенних школьных каникул во всех регионах России.
Победителям будут высланы Дипломы и комплекты детских книг из серии «Внеклассное чтение».
Остается пожелать конкурсу его продолжения!
А нашим детям побольше новых и интересных книг!