Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Ассоциация глухих и слабослышащих экскурсоводов и гидов России, АНО «Слышащие дети в семье глухих» и Российская государственная детская библиотека представляют просветительский проект для глухих и слабослышащих подростков 12-17 лет и CODA «Россия. Жесты. Я - #гидРЖЯ».
Проект знакомит подростков из регионов России с историей, культурой и традициями родного края и помогает получить полезные знания и практические навыки через знакомство с профессией глухой экскурсовод. Участие в проекте способствует самореализации личности глухого подростка, развитию мотивации к изучению истории и культуры своей малой Родины, патриотическому воспитанию, а также стимулирует изучение родного языка и жестовой речи для свободного общения, как в сообществе глухих, так и более успешной интеграции в социум в целом.
Участие в проекте подростков CODA, для которых русский жестовый язык является вторым родным языком, делает проект инклюзивным и создаёт условия для сближения глухих и слышащих подростков. Основная задача первой части – заинтересовать подростков перспективной профессией экскурсовод и показать им, что изучение истории родного края - неотъемлемое условие повышения уровня своего образования и культуры. Очные занятия с подростками проводят аккредитованные глухие экскурсоводы из 11 регионов России. Занятия организованы в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Симферополе, Пензе, Екатеринбурге, Казани, Чебоксарах, Новосибирске, Чите и на площадках библиотек и музеев этих городов. Для глухих экскурсоводов из регионов – это возможность стать наставниками для подростков и поделиться секретами своей профессии, создать преемственность поколений. Для библиотек и музеев – наладить контакты с представителями сообщества глухих для дальнейшего взаимодействия.
В начале проекта наставники из числа экскурсоводов и библиотекарей прошли обучение в формате 6 вебинаров по программе, разработанной специалистами из Ассоциации глухих и слабослышащих экскурсоводов и гидов России →
Далее в каждом из 11 регионов для групп подростков были проведены по 5 практических занятий: 2 занятия - экскурсии по городу и в музее; 2 занятия, знакомящих с легендами, обычаями и кухней родного края и 1 занятие по созданию видеооткрыток о родном городе, крае. Обучающие занятия и вебинары проводились на РЖЯ с переводом на русский язык для лучшего усвоения материала слабослышащими участниками проекта и CODA. Программы занятий учитывают лингвистические особенности восприятия текста глухими и слабослышащими подростками. Все занятия и вебинары записаны, дополнены субтитрами и выложены в открытый доступ для подготовки ко второму этапу проекта – Всероссийскому конкурсу по созданию видеооткрыток на РЖЯ о малой Родине. Из лучших работ, присланных на конкурс, будет создан краеведческий видеоальманах на РЖЯ, который будет доступен в сети Интернет. Призеры конкурса вместе с сопровождающими будут приглашены в Москву для участия в церемонии награждения и знакомства с культурным наследием Московского региона.
Проект «Россия. Жесты. Я. - #гидРЖЯ» реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Главный информационный партнер проекта – Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих».