27 августа ушла из жизни Валерия Дмитриевна Стельмах – человек, чье имя известно и дорого всем, кто связан с библиотечным миром, проблемой чтения, его научным изучением.
Валерия Дмитриевна стояла у истоков создания социологии чтения в России, сформировала школу исследователей в этой области, способствовала осознанию значения чтения как глобального явления, общности его основных характеристик в разных культурах, сплочению исследователей разных стран в этой области.
В.Д. Стельмах закончила Библиотечный институт (сейчас - Московский государственный институт культуры и искусств); всю жизнь проработала в Российской Государственной Библиотеке им. В.И. Ленина, защитила кандидатскую диссертацию, удостоена звания «Заслуженный работник культуры РФ».
В 1960-1980-хх гг. руководила легендарным, созданным по инициативе О.С. Чубарьяна (тогда и.о. директора ГБЛ (РГБ) Сектором книги и чтения, первым в стране. Именно в этом Секторе началась научная жизнь таких известных впоследствии исследователей, как М.Д. Афанасьев, Л.Д. Гудков, Б.В. Дубин, А.И. Рейтблат, М.С. Чудакова и др. С Сектором охотно сотрудничали видные ученые того периода – социологи, психологи – Л.А. Гордон, В.Э. Шляпентох, В.Н. Шубкин, А.А. Леонтьев, Ю.А. Левада, а также библиотечные социологи Польши, Венгрии, ГДР, Чехословакии, Болгарии.
При непосредственном участии В.Д. Стельмах были проведены уникальные репрезентативные социологические исследования: «Советский читатель» (1968г.), «Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973г.), «Книга и чтение в жизни советского села» (1978г.), «Книга и чтение в жизни рабочего класса» (1982г.), показавшие состояние чтения в стране. По той же методике были проведены аналогичные исследования в тогдашних советских республиках – Эстонии, Украине, др., что дало еще более масштабное видение проблемы.
Под редакцией В.Д. Стельмах вышли такие сборники научных работ, как «Социология книги и чтения» (1979 г.), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990 г.), «Библиотека и чтение : проблемы исследования» (1995г.), «Библиотека и чтение в ситуации культурных изменений»(1998г.), «Читающий мир и мир чтения» (2003 г.), «Чтение: проблемы поддержки и развития» (2004 г.).
Особую роль в этом списке играет уникальное исследование - «Как создаются читающие нации» (2006 г.), составителем и соавтором которого была В.Д. Стельмах, где впервые была предпринята попытка описания опыта России, США и Великобритании по продвижению чтения и развитию читателя. Эта книга стала результатом той большой работы на международном уровне, которую вела Валерия Дмитриевна на протяжении многих лет. Именно благодаря ей была создана Секция Чтения в ИФЛА., активно работающая и сегодня, за что в 2005г на конференции ИФЛА в Осло В.Д. Стельмах была награждена медалью «За вклад в развитие ИФЛА».
В 2000-х годах В.Д. Стельмах внесла большой вклад в становление и развитие программы «Чтение», которая была инициирована Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека». Именно благодаря ее усилиям стали создаваться региональные Центры чтения при крупных библиотеках (первый – при Российской Национальной библиотеке в СПБ, работающий и сегодня), основной задачей которых стало повышение в обществе престижа чтения, работа с нечитающим населением.
В.Д. Стельмах была организатором и участником многочисленных акций, форумов чтения, фестивалей, конкурсов книжных проектов, циклов встреч писателей с читателями в разных городах и селах нашей страны.
Все, что сделано В.Д. Стельмах за практически 50 лет активной работы переоценить трудно. Сейчас ни одно научное исследование в области чтения не может обойтись без ссылок на ее работы.
Валерия Дмитриевна прожила яркую жизнь, побывала во многих странах мира, участвовала в масштабных мероприятиях, всегда была очень уважаема и востребована. Она никогда не преподавала, предпочитая, как она говорила «не учить, а учиться», формально не имела прямых учеников, но я уверена, что многие профессионалы в области чтения, в том числе и автор этой статьи считают за честь назвать Валерию Дмитриевну Стельмах своим Учителем!
Долгая и светлая память!
Мелентьева Ю.П.,
Академик РАО, доктор педагогических наук,
Профессор, Заслуженный работник культуры РФ,
Зав. Отделом проблем чтения ФГБНУ НИЦ «НАУКА» РАН.