«Как создаются читающие нации»
В Фонд «Пушкинская библиотека» на имя Генерального директора М. Веденяпиной поступило письмо от Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Швыдкого, в котором выражены благодарность за издание книги «Как создаются читающие нации» и надежда на плодотворное сотрудничество.
В письме, в частности, отмечено, что «при кратком ознакомлении с этим фолиантом, созданным усилием трех стран, очевидно, что этот труд будет положительно воспринят книжно-читательским сообществом в России и англоязычных странах».
«Журнал «Иностранная литература» рекомендует»
Фонд «Пушкинская библиотека» и журнал «Иностранная литература» представляют новый проект для библиотек «Журнал «Иностранная литература» рекомендует».
Цель проекта - представить библиотекам лучшие переводы на русский язык произведений зарубежных авторов, изданных за последнее время. В первый комплект вошло 26 названий книг. Книги тщательно отобраны экспертами журнала «Иностранная литература». Состав комплектов будет обновляться ежеквартально.
Заказать издания библиотеки могут только полным комплектом.
«Университетская книга»
Вышел из печати новый каталог «Пушкинской библиотеки» – «Университетская книга». Это его шестой выпуск.
Как приложение к нему библиотеки получат каталоги издательств «Текст» и «Новое литературное обозрение».
Рассылка каталога по библиотекам началась.
Библиотечное дело №12(48)/2006
Равнение - на книгу
Возможности библиотк в деле военно-патриотического воспитания молодежи
Формирование патриотического сознания и развитие гражданственности — задачи первостепенной важности в современной России. Основные направления патриотического воспитания граждан государство зафиксировало в ряде документов, главный из которых — постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.»
ВХОДЕ реализации программы по патриотическому воспитанию в стране начала складываться система: были приняты ведомственные и региональные программы, что, в свою очередь, способствовало разработке и принятию Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В настоящее время реализуется государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». В системе социальных институтов, занимающихся патриотическим Боепитанием, библиотеке принадлежит важнейшая роль,
Библиотеки на срочной службе
Библиотеки, как информационно-образовательные и культурно-просветительские учреждения, ведут систематическую работу по формированию «патриотического сознания по многим направлениям: историко-культурному, гражданско-правовому, краеведческому, духовно-нравственному, экологическому, военно-патриотическому. К концу 1990-х термин «военно-патриотическое воспитание» (как, впрочем, и слово «патриотизм») оказался неугодным определенным политическим кругам. Стали искать ему замену, например, предлагали переименовать в «героическое воспитание». Поэтому крупных региональных проектов по патриотическому воспитанию, осуществленных библиотеками в последние годы, очень мало.
Два года - с мая 2004 по май 2006 г. - Региональный центр чтения «Открытая книга» (РЦЧ) Мурманской ГОУНБ вел проект по продвижению и развитию читательской культуры среди рядового состава Северною флота «Равнение - на книгу».
Проект был приурочен к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. История Мурманской области неразрывно связана с Северным флотом, поэтому для библиотек военно-патриотическое воспитание было и остается здесь одним из ведущих направлений работы.
В проекте приняли участие Мурманская ГОУНБ, муниципальные библиотеки закрытых территориальных образований (ЗАТО) гг. Заозерск, Полярный, Скалистый, Снежногорск, Североморск, Видяево. Их партнерами стали Управление воспитательной работы Северного флота, воинские библиотеки, военнослужащие частей и подразделений флота.
Цель проекта - сохранить, передать и укрепить традиции трансляции книжной культуры ни широкую аудиторию рядового состава Северного флота. Через книгу библиотеки стремятся приобщив молодое поколение солдат к традициям Северного флота; пробуждать интерес к творчеству писателей-маринистов; знакомить с историей, культурой Заполярного края - места прохождения срочной службы.
Вес библиотеки-участницы работали по единой программе, в которой были следующие мероприятия; историко-патриотические чтения «(Северный форпост России»; цикл мероприятий, направленных па изучение традиций и героических страниц прошлого и настоящего Северного флота «На страже Заполярья»; индивидуальная работа с рядовым составом по планам чтения «Книга в тельняшке»; культурно-образовательные и литературно-концертные программы «С любовью о Севере»; серия выставок под общим названием «Под Андреевским флагом»; акция по сбору книг у населения и формирование библиотечек для кораблей и воинских частей Северного флота «Для тех, кто в море» (было собрано свыше 12 тыс. книг); выпуск рекламно-издательской продукции «По морям, по волнами». Методическое обеспечение проекта осуществлялось Мурманской ГОУНБ под руководством директора Е. В. Синевой, заместителя директора по научной работе, председателя координационного Совета РЦЧ МГОУИБ С. А. Медниковой и руководителя РЦЧ 0. В.Федосеевой.
Администрация Видяево сделала все, чтобы мероприятие прошло на высоком уровне. Глава ЗАТО С.М. Дубовой и члены его команды с гордостью показывали свой поселок, замечательную муниципальную библиотеку, подробно рассказали о деятельности администрации в области культуры, спорта и образования. Муниципальное библиотечное объединение (МБО) ЗАТО Видяево создано в 2002 г. в результате объединения поселковой, детской библиотек и двух школьных филиалов.
Что читают срочники?
Завершился проект региональной научно-практической конференцией «Равнение - на книгу», 20 апреля 2006 г. в ЗАТО Видяево. Организаторами конференции стали Комитет по культуре и искусству Мурманской области, Мурманская ГОУНБ, Управление воспитательной работы Северного флота и администрация ЗАТО Видяево. Уютный Дом офицеров принял у себя библиотечных работников Мурманской области и военнослужащих Северного флота. Гостями конференции стали руководители Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» и сотрудники Центра чтения РНБ (Петербург). Программа конференции, помимо теоретической части, включила в себя возложение венков к мемориальному комплексу «Морякам-подводникам, погибшим в океане», экскурсию в музей 7-й дивизии Северного флота и культурную программу.
На конференции поднимались такие темы, как книга и общество, место книжной культуры в современной России, роль библиотек в пропаганде книги и и чтения, армия и книга, опыт работы библиотек по привлечению к чтению военнослужащих.
Общественным и государственным инициативам поддержки чтения в России было посвящено выступление Генерального директора НФ «Пушкинская библиотека» М. А. Веденяпиной, которая отметила, что культурные и статусные ценности чтения в стране изменились, произошел распад высоких читательских и литературных традиций. Возникло, например, такое парадоксальное явление как не читающий студент. В тоже время темпы развития издательского бизнеса в стране весьма высокие. По результатам 2005 г. было издано более 95 тыс. названий книг. Столицы и крупные города оказались затоварены книгами, а провинция испытывает определенный книжный голод. Обществу необходима консолидация усилий всех заинтересованных сторон и государственная поддержка книжной культуры.
Директор Центра чтения РНБ Е. Г. Муравьева говорила о возможностях современной библиотеки как института организации и поддержки чтения. Центральные библиотеки регионов должны и могут играть консолидирующую роль в этом процессе, взять на себя функцию координирующего центра в пропаганде книжной культуры.
Армия как социальный институт имеет сегодня серьезные духовные и нравственные проблемы. В обществе активно обсуждаются пути их решения, среди которых -создание военной полиции, переход к контрактной армии, восстановление института военного духовенства и т. д. Доклад капитана I ранга, начальника отделения культурно-досуговой работы Управления воспитательной работы Северного флота А. II. Усачева был посвящен роли книги и ее воспитательному потенциалу в армейской среде. Система воспитательной работы в войсках за годы перестройки была разрушена, культурно-просветительная работа оказалась ненужной, и негативные последствия таких действий не замедлили сказаться. Подобные идеологические решения отразились и на терминологии: сегодня в воинских частях проводится культурно-досуговая, но не культурно-воспитательная работа. Неправильно рассматривать досуг воина только как его личную проблему - это и общественная проблема. То, как человек хочет распорядиться своим досугом во многом зависит от личности, его интересов и уровня культуры. Сегодня наблюдается стабильное ухудшение уровня образования призывников, среди которых растет число неграмотных и получивших лишь начальное образование. Недооцениваются роль и значение
воинских библиотек в деле улучшения духовной и нравственной атмосферы в армии, неудовлетворительным остается комплектование их фондов, но, тем не менее, они продолжают выполнять свою миссию по пропаганде лучших образцов отечественной и зарубежной литературы. Реальность такова, что многие военнослужащие срочной службы знакомятся с художественной литературой только в армии, благодаря работе воинских библиотек. Сложился определенный круг чтения воинской молодежи, ограниченный преимущественно фантастикой и крутыми боевиками. Но хорошо ли это? Как следует относиться к читательским интересам солдат и матросов? Принимать как должное и радоваться тому, что хоть что-то читают? Как отметил А. Н, Усачев, факты расследования неуставных отношений свидетельствуют, что среди последних прочитанных книг военнослужащих, совершивших преступления, присутствовали низкопробные боевики.
По мнению А. Н. Усачева, необходимо не только прививать интерес к чтению, но и направлять чтение матросов. Говоря библиотечным языком, вопросы руководства чтением сегодня весьма актуальны. Очень важно передавать нравственные ценности через общение с книгой. Совместная работа муниципальных и флотских библиотек в этом отношении весьма плодотворна и перспективна.
Самое активное и деятельное участие в организации и проведении конференции принял Председатель Комитета по культуре Мурманской области С. Б. Ершов. Сергей Борисович открыл пленарное заседание докладом на тему «Реализация библиотеками Мурманской области государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»».
Директор Центра гражданского и патриотического воспитания молодежи Мурманска М. Г. Орешета рассказал об опыте использования краеведческой литературы.
Настоятель Никольского храма-памятника ЗАТО Видяево о. Сергий Шефетдинов поделился опытом формирования библиотек военных кораблей духовно-нравственной литературой. Для 7-й дивизии, что в поселке Видяево, было собрано 10 комплектов по 15-20 книг, которые поступили из разных концов страны. Мысль настоятеля о том, как важно для душевного состояния воина общение с хорошей нравственной литературой, причем не обязательно религиозного содержания, для современной армии очень актуальна.
В ходе реализации проекта установилась прочная связь между муниципальными и воинскими библиотеками, были заключены договора библиотек с воинскими частями, осуществлялось шефство ЦБС над отдельными кораблями. Библиотекари выезжали на корабли и принимали моряков у себя, проводили военно-патриотические викторины, часы мужества, часы истории, дни воинской славы России. Занимались вопросами комплектования корабельных библиотек, организовывали выездные читальные залы, снабжали моряков свежей прессой. Военно-исторический характер носила и поисковая работа библиотек. В ряде из них созданы музейные экспозиции, проводится мемориальная работа. Например, только в МУ «ЦБС г. Полярного» две библиотеки носят имя моряков-подводников.
Лучше один раз увидеть
Практически все библиотеки ЗАТО успешно работают над созданием собственных видеоматериалов. Последние с успехом были продемонстрированы в ходе конференции.
Формы и методы работы библиотек по военно-патриотическому воспитанию молодежи, проводимой совместно с воинскими подразделениями, безусловно, должны учитывать специфику воинской службы. Это нашло отражение и в названиях докладов. Так, доклад А. Д. Ачкасовой, заместителя директора МБО ЗАТО Видяево, назывался «(Отдаем честь книге! Читательский рапорт экипажа атомной подводной лодки», а доклад И. О. Минаковой, директора МУК «МИБС ЗАТО Скалистый» г. Гаджиево - «О книгах, о море, о службе (читательский рапорт моряка срочной службы)».
В ходе анкетирования, проведенного библиотекарями г. Гаджиево, выявлялись любимые книги и литературные герои матросов. Они писали отзывы о любимых книгах, называли запомнившиеся стихотворные строчки, высказывали свое мнение о том крае, где они служат.
Чтение рядового состава исследовали и библиотекари г. Североморска. Составив карту читательских интересов, они пришли к выводу, что матросы читают мало, и информация, которой они располагают, черпается не из книг.
РЦЧ «Открытая книга» проводит в стенах Мурманской ГОУНБ выставки, посвященные вопросам чтения и подготовленные библиотеками области. Например, Североморская ЦБС подготовила выставку под названием «Книга в погонах».
К конференции была оформлена выставка рекламно-издательской продукции, созданной библиотеками в ходе проведения проекта «Равнение - на книгу». На ней были представлены рекомендательно-библиографические указатели, рекламно-познавательные материалы, буклеты и закладки. В рамках общего проекта каждая из систем сумела продемонстрировать собственное видение и собственные возможности. Например, МУК «МИБС ЗАТО Скалистый» г. Гаджиево представила ряд тематических выпусков планов чтения «Что читать о Северном флоте», цикл буклетов «Поэтические строга», ((ЦБС г. Полярного» - планы чтения для рядового состава Северного флота «Курс - Север», Североморская ЦБС - выпуски «Молодежи флотской столицы - о флоте» и т. д.
На конференции прошли электронные презентации ряда изданий библиотек. Заместитель директора МУ «ЦБС г. Полярного» Г. 0. Алункачева представила СD-RОМ, подготовленный по материалам межведомственного семинара «Традиции дружбы и шефств: Краснознаменный Северный флот и муниципальные библиотеки ЗАТО Мурманской области».
Особого внимания заслуживает подготовленное заведующей отделом по искусству ЦГБ МУ «ЦБС г. Полярного» Е. Л. Салмановой эссе «Судьба подводника: листая страницы». Его создание было приурочено к 100-летию подводного флота России и посвящено городу подводников - Полярному. Три главы этого издания рассказывают об истории и сегодняшнем дне города, о людях, служивших здесь, о военно-морских традициях
возникших в Полярном. Конечно, включен сюда и обзор произведений о городе.
100-летний юбилей подводного флота МУК «МИБС ЗАТО Скалистый» г. Гаджиево отметила изданием поэтическою сборника «Гаджиево! Ты - город-часовой, и вся Россия - за тобой». Названием послужили слова из гимна города. Электронную презентацию этого сборника провели директор этой системы И. 0. Минакова и заведующая методико-библиографическим отделом Е. Ч. Кишко.
«Читающий матрос»
Однако центральным издательским продуктом проекта стал выпуск плаката «Читающий матрос». С электронной презентацией плаката выступила заведующая отделом рекламы и маркетинга МГОУНБ 0. Б. Панченко. На конференции присутствовал Алексей Молодкин, изображенный на плакате матрос. Следует отметить, что это уже трети плакат, созданный Региональным центром чтения «Открытая книга». На конференции выступали и военнослужащие срочной службы.
Единое культурное пространство Кольского Заполярья невозможно без единства гражданской и флотской культуры. Этот проект еще раз продемонстрировал возможности библиотек Кольского полуострова в деле воспитания патриота, гражданина. В подарок библиотеки получили замечательные книги, предоставленные НФ «Пушкинская библиотека» и другими участниками конференции.
21 апреля в ЦБ МБО ЗАТО Видяево на заседании Совета директоров государственных и муниципальных библиотек Мурманской области обсуждалась тема «Книга в системе историко-патриотического воспитания и гражданского становления личности». На заседании обсуждались вопросы организации, проблемы, формы и методы патриотического воспитания в библиотеках Мурманской области, рассмотрены авторские библиотечные программы.
Столь масштабный партнерский проект библиотек, пожалуй, единственный в России па сегодняшний день. Работа библиотек по развитию кругозора, воспитанию в человеке уважения к тому, кто рядом с ним и к самому себе, преодолению культурной обособленности солдат, привитию интереса к хорошей книге будет продолжаться, и библиотекари надеются, что и после службы книга и библиотека не исчезнут из жизни этих мужчин.
Вера Ялышева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Центра чтения Российской национальной бибилиотека, Санкт-Петербург , журнал "Библиотечное дело" №12(48)/2006
«Проблемы и перспективы реализации Национальной программы поддержки и развития чтения»
15 декабря в столице Республики Бурятия Улан-Удэ в рамках Международного книжного форума состоится Межрегиональный научно-практический семинар «Проблемы и перспективы реализации Национальной программы поддержки и развития чтения».
Организаторами выступают Некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека», Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, Министерство культуры и массовых коммуникаций Республики Бурятия и Национальная библиотека Республики Бурятия.
Премия «Дебют»
12 декабря 2006 г. в Государственном музее А.С. Пушкина состоялась торжественная церемония вручения независимой литературной премии «Дебют».
Лауреатами премии «Дебют» 2006 года стали:
- в номинации «крупная проза»: Виктор Пучков (г. Ногинск) за повесть «Сахарная болезнь»
- в номинации «малая проза»: Дарья Тагиль (г.Москва) за подборку рассказов
- в номинации «поэзия»: Марина Мурсалова (г. Москва) за подборку стихотворений
- в номинации «драматургия»: Николай Средин (г. Могилев) за пьесу «Звезды на песке»
- в номинации «литературная критика и эссеистика»: Валерия Пустовая (г. Москва) за подборку рецензий, статей, эссе.
Независимая литературная премия «Дебют» учреждена Международным фондом «Поколение» в 2000 году. Основатель премии «Дебют» – президент фонда, депутат Государственной Думы Андрей Скоч. Подробности на сайте премии: www.mydebut.ru.
Лучший роман года
Жюри литературной премии «Русский Букер» огласило имя победителя конкурса на лучший роман года, написанный на русском языке. Им стала Ольга Славникова, автор романа «2017» (издательство «Вагриус»).
В 2006 году старейшая в России независимая литературная премия вернулась к своему первоначальному названию – «Русский Букер» и вручена в 15-й раз.
Роман Ольги Славниковой вошел в каталог изданий «Литературные премии - 2006» НФ «Пушкинская библиотека».
Социологические исследования
Сравнительный анализ полученных результатов прояснил современную ситуацию в области трансляции книжной культуры, динамику и вектор читательского поведения. Проект реализовывался в направлениях:
- Всероссийский опрос населения аналитической службой ВЦИОМ—А. Опрос проводился осенью 2003г. по заказу Фонда «Пушкинская библиотека». Круг вопросов, обращенных к респондентам, охватывал частоту чтения газет, журналов, книг; состав чтения и покупки книг в последнее время; обращение в общедоступную библиотеку и круг литературы, используемой либо отсутствующей в ней; ожидания читателей по отношению к библиотеке. Выборка по основным социально-демографическим параметрам (пол, возраст, образование, доход, тип населения и др.) составила 2093 человека. В результате проведенных исследований было выяснено, что в 2002г. только 16% жителей России читали художественную литературу ежедневно, а 26% — практически никогда; наибольшей популярностью пользуются зарубежные и российские детективы и боевики (15—12%), а наименьшей — поэзия (3%). 67% россиян фактически не имеют домашней библиотеки, а 32% никогда не были записаны в какую-либо библиотеку. При этом наибольшее количество респондентов хотели бы получать в библиотеке информацию по любому вопросу. Наиболее читаемыми авторами оказались Д.Донцова и М.Митчелл, а наименее — В.Гюго и А.Чехов. 79% опрошенных в последнее время не покупали никаких книг или журналов.
- Опрос библиотекарей о читательском спросе и о возможностях его удовлетворения. Анкетирование проводилось совместно с региональными библиотечными центрами (РБЦ). Во все регионы России были разосланы специально разработанные анкеты, содержащие большое количество подробных вопросов к сотрудникам библиотек. Анализ полученных результатов от 1000 библиотек показал, что комплектаторы массовых библиотек предпочитают в первую очередь приобретать учебники для средней школы (82%), затем следуют познавательная литература для детей и юношества (80%), популярные издания по психологии (76%), книги по информационным и компьютерным технологиям (76%). Менее всего комплектаторы заинтересованы в пересказах художественных произведений (6,5%), специальных исследованиях и монографиях по точным и естественным наукам (9,2%) и советской классике, не входящей в школьную программу (Н.Островский, Ф.Гладков и т.п. — 10,4%). Таким образом, библиотека, предлагая читателям учебную литературу, восполняет недостатки образовательного процесса. С другой стороны, библиотека вынуждена обеспечивать потребности читателей в развлекательной литературе, предлагая им популярные детективы отечественных авторов и «женские» романы.
«Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы»
23 ноября на Втором всероссийском форуме чтения в Москве была представлена книга «Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы», созданная Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» совместно с «Центром книги» Библиотеки Конгресса США и Британским Советом. Издание осуществлено при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках Федеральной целевой программы «Культура России», Федерального агентства по культуре и кинематографии и при участии Межрегионального центра библиотечного сотрудничества.
В сборнике впервые предпринята попытка описания опыта трех стран – Великобритании, России и США – по продвижению чтения и программам развития читателя. Авторы сборника – В.Д. Стельмах (РФ), Джон Коул (США) и Том Палмер (Великобритания) – ведущие специалиста своих стран в области чтения. Особенностью сборника является большое количество примеров конкретных проектов по привлечению читателей, осуществляемых в этих странах. На цветных вклейках помещены иллюстративные материалы – фотографии, образцы плакатов и другой продукции, используемой в проектах. В каждом из трех разделов сборника имеется библиография. Текст - на русском и английском языках. Издание представляет безусловный интерес для всех профессионалов книжного дела – библиотечных и издательских работников, книгораспространителей, педагогов, работников культуры, а также для всех любителей книги и чтения.
Книгу можно будет заказать по новому каталогу «Пушкинской библиотеки»- «Университетская книга» выпуск VI.
«У книжной полки»
Вышел из печати четвертый номер журнала «У книжной полки». Это последний номер в это году. Все книги, которые в нем представлены, можно будет заказать по новому каталогу «Пушкинской библиотеки» - «Университетская книга» VI.