С 23 августа по 09 сентября 2016 г. в Москве прошла серия круглых столов «Методы формирования и реализации совместных проектов и программ в поддержку детского и юношеского чтения, оценка их эффективности».
Серия
круглых столов была организована Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека»
при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В рамках работы Круглых столов были
рассмотрены следующие проблемы, связанные с продвижение и поддержкой детского и
юношеского чтения:
·
социологические
исследования детского чтения;
·
психология
детского чтения;
·
библиотекари,
издатели, писатели и поддержка детского и юношеского чтения;
·
образование
и поддержка детского и юношеского чтения;
·
театр,
кино, музыка и СМИ: роль в приобщении детей к чтению;
На вводном Круглом столе были
сформулированы основные проблемы детского и юношеского чтения, определены
методы формирования и реализации совместных проектов и программ по поддержке
детского и юношеского чтения. Модератор круглого стола - директор Российской
государственной детской библиотеки, член Совета при Президенте РФ по русскому
языку Веденяпина М.А.
В круглом столе «Детская литература:
создание книг, издательская деятельность и книгораспространение» приняли
участие директор РГДБ Веденяпина М.
А., генеральный директор ООО «Торговый Дом Книги «Москва» Каменева М.Н., генеральный
директор издательства Clever Альперович А.В., российский издатель и
публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» Куприянов Б.
А., главный редактор издательства «Малыш» Муравьева О.А., зав. отделом рекомендательной библиографии
РГДБ Копейкин А.А. На обсуждение были вынесены вопросы создания и продвижения лучшей детской
литературы как базовой основы культуры для детей, проблемы,
связанные с изданием детской литературы с учетом возрастных особенностей
целевой аудитории. Участники
высказали экспертное мнение о развитии
и современном состоянии рынка детской литературы. Особое внимание было уделено
развитию государственно-частного партнерства в осуществлении проектов в
поддержку детского чтения.
Спикеры круглого стола «Семейное
чтение: угрозы и новые возможности» управляющий директор фонда «Общественное мнение», доктор социологических
наук Паутова Л.А., профессор Российского государственного гуманитарного
университета, доктор социологических наук Майорова-Щеглова С.Н. профессор
Московского государственного института международных отношений (Университета)
МИД России, доктор социологических наук Носкова А.В. обсудили проблемы замещения чтения в семье другими
досуговыми практиками, роль семьи в развитии чтения детей и подростков, вопросы популяризация
семейного чтения как элемента ответственного родительства.
На
круглом столе «Библиотека как центр взаимодействия институтов по поддержке
детского чтения» под руководством профессора, заведующего отделом ФГБУ науки
НИЦ «Наука» РАН, заместителя Председателя Научного Совета по проблемам чтения
РАО, члена Постоянного комитета Секции «Чтение и грамотность» Международной
Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), доктора педагогических
наук Мелентьевой Ю.П. были определены задачи
и функции библиотек по привлечению к
чтению детей и подростков, проанализирован
аналогичный опыт зарубежных стран, обобщены наиболее эффективные библиотечные
методики и практики популяризации современной детской литературы.
Тема
взаимодействия библиотеки с другими институтами культуры в поддержке и развитии детского и юношеского чтения
получила развитие на следующем круглом столе «Роль социальных институтов культуры (музеев, театров и др.) в
приобщении детей к чтению». Модератор круглого стола - заместитель директора
Государственного литературного музея по спецпроектам Белькевич К. А. В центре обсуждения стоял
вопрос разработки критериев оценки деятельности
институтов культуры в области поддержки детского
и юношеского чтения.
Круглый
стол «Детское и подростковое чтение:
особенности изучения» прошел под руководством доктора психологических наук
Собкина В. С., показал важность изучения возрастных особенностей восприятия
художественной литературы.
На заключительном Круглом столе были подведены итоги прошедших тематических Круглых столов, четко обозначены методы формирования и реализации совместных проектов и программ в поддержку детского и юношеского чтения, а также разработана система оценки эффективности выявленных методов. Участники единогласно поддержали идею о необходимости создания специальной программы поддержки детского и юношеского чтения. Были предложены структура, базовые принципы, основные направления ее реализации.