Образовательный проект «Школа библиотечного лидерства: библиотеки как центры устойчивого развития местных сообществ России» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» представляет собой яркую, нестандартную и интересную инициативу, направленную на изменение места и роли библиотеки и библиотекаря в местном сообществе и использующую в качестве основы АТО («Активные Технологии Образования»).
Включить библиотеки во внешнее пространство, сделав их центрами местной жизни - вот та задача, которая стоит перед библиотекарями. Библиотеки – это не просто стены, книги, фонды оборудование, организации. Это – прежде всего люди, которые в них работают. Библиотекарь должен стать творческим, креативным центром, новатором, генератором перемен, способным изменить в лучшую сторону окружающую реальность, настоящим библиотечным лидером. Для этого в мире существуют простые, но эффективные технологии.
Основная цель программы состоит в формировании у слушателей системных представлений о библиотечном лидерстве, то есть комплексе технологий, направленных на позитивные изменения как собственной роли и позиции, так и положения библиотеки.
Проект призван содействовать:
• активизации лидерского капитала библиотечного сообщества и совершенствованию современных профессиональных навыков библиотекарей;
• позиционированию библиотек как точек роста, информационных и образовательных центров местных сообществ и «кластеров» экономики знаний;
• созданию и укреплению механизмов партнерства между библиотеками различных уровней, органами местного самоуправления, бизнесом и некоммерческим сектором, тиражированию уже существующего успешного опыта;
• внедрению новых социальных сервисов в практику работы библиотекарей;
• современным подходам к комплектованию библиотечных фондов, как ресурсной базе реализации системы библиотечного лидерства;
• переводу библиотек в «клиенто-ориентированный» режим деятельности;
Проект стал одним из победителей конкурса на получение государственных грантов, объявленного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 367 – РП в номинации «Культура и образование». Обучение осуществляется в очно-заочной форме, по окончании обучения выдается свидетельство о повышении профессиональной квалификации государственного образца. Очная часть программы предполагает проведение 4-х дневного интенсивного семинара-тренинга, включающего как лекции и презентации, так и групповую деятельность, анкетирование, деловые игры, коллективную работу над библиотечными проектами. Каждый день – тематический: первый день посвящен библиотечному лидерству и новым ролям библиотеки; второй - коммуникационному менеджменту и PR в библиотеке, третий и четвертый день - работе над библиотечными проектными идеями для местного сообщества и ресурсам. Завершается семинар презентацией ярких, разнообразных проектных идей, которые, несомненно, имеют все шансы быть воплощенными в реальность.
В настоящее время при поддержке региональных библиотек о органов культуры уже проведена серия семинаров-тренингов в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском федеральных округах, в Москве и Московской области. Обучение прошли около 120 библиотекарей из самых разных типов библиотек, занимающих разные должности и живущих в различных регионах. У большинства из них по результатам анкетирования зафиксирован несомненный рост лидерских качеств и освоение новых технологий. Кроме этого, запущен образовательный веб-ресурс «Школа библиотечного лидерства: библиотеки как центры устойчивого развития местных сообществ России» www.biblider.ru, на котором в ближайшее время будут проводиться интернет-лекции (заочная часть проекта), уже размещается информация о стипендиях, грантах и конкурсах, лучшие проектные идеи и реализованные проекты.
Экспертная группа семинара:
• Громова Ольга Константиновна – главный редактор газеты «Библиотека в школе»
• Прянишников Николай Евгеньевич - эксперт НФ «Пушкинская библиотека», Благотворительного фонда В. Потанина и Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города»
• Лисицкий Андрей Викторович – руководитель проекта «Школа библиотечного лидерства» Некоммерческого Фонда "Пушкинская Библиотека", доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидат культурологии
• Зайцева Светлана Александровна – координатор проекта, доцент ВШК МГУКИ, кандидат философских наук.
В случае Вашего желания провести программу в Вашем регионе более подробную информацию Вы можете получить у координатора проекта Зайцевой Светланы Александровны e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. тел. +7-916-906-45-09 либо руководителя проекта Лисицкого Андрея Викторовича e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. тел. +7(495) 6286422.
«Лидерство – способ организовать свое жизненное пространство так, чтобы в нем хотелось жить и развиваться не только тебе, но и другим»
Измагурова В., психолог, преподаватель психологии, философии, соавтор книги «Личность в измененных состояниях сознания».
«Преуспевающему лидеру приходится быть новатором. Если вы не стоите на шаг впереди толпы, то скоро окажетесь на шаг позади всех»
Лэндри Том, «Главный тренер команды «Dallas Cowboys»
«Современный библиотечный лидер в содержании управления должен от приказа перейти к приемам убеждения, от наказания - к системе поощрений, от ресурсоснабжения - к поиску ресурсов, а также сменить формальный контроль на доверие. Он должен не только обладать правом управлять, распоряжаться, командовать, но и уметь править, обладать достаточными для этого знаниями.»
Рудич Л.И. «Проблемы формирования руководителя-лидера в условиях библиотеки»