Общероссийское исследование «Чтение детей и подростков». Основные данные и выводы.
Общероссийское исследование «Чтение детей и подростков» было проведено в конце 2006г Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) совместно с Фондом «Пушкинская библиотека» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в декабре 2006 г. Выборку исследования, которое проходило в 26 региональных отделениях Центра по всей стране, составили 600 младших школьников (учащиеся 1-4 классов), 600 старших школьников (5-9 классы) и 600 родителей, имеющих детей школьного возраста (учащихся 1-9 классов).
1. В младших классах чтение помимо школы характерно для подавляющего большинства детей: доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца ни одной книги, составила лишь 3%. Более интенсивное чтение характерно для девочек. Самая высокая доля активных читателей - среди опрошенных больших городов. Библиотеками тоже более активно пользуются девочки: почти три пятых их (74%) ходят в библиотеку, среди мальчиков - 57%. Доля учеников младших классов, пользующихся библиотекой, плавно растет с возрастом: если в первом классе не ходит в библиотеку почти половина учеников (48%), то среди учеников 4-ого класса таких уже меньше четверти (23%). Дети, читающие много, значительно чаще среднего ходят в библиотеку.
2. Доля не читающих среди учащихся средних классов - 10%. На интенсивность чтения детей этого возраста явно влияет размер домашней библиотеки родителей: чем больше книг дома, тем чаще дети читают. Девочки и в этом возрасте читают чаще, чем мальчики. Группа активно читающих детей наиболее высока в более обеспеченной и образованной Москве.
3. К 9 классу интенсивность чтения снижается. Мы предполагаем, что это связано не только и не столько с усилением других видов досуговой активности, в частности интересом к кино, компьютеру, Интернету, общению со сверстниками, но и с обострением личностных проблем, ухудшением отношений с родителями.
4. Чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению: в среднем 72% школьников 5-9 классов говорят, что им нравится читать. Однако с возрастом школьников у них нарастает отношение к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно.
Ты согласен или нет с суждением (сравнение положительных ответов)…
Ученики 5-ого класса |
Ученики 9-ого класса |
|
«Мне нравится читать» |
81 |
64 |
«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители» |
27 |
42 |
«Ненавижу читать, скучное занятие» |
4 |
19 |
«Чтение сейчас никому не нужно» |
6 |
10 |
Мы предполагаем, что это, среди прочего, связано с дефицитом литературы для подростков в отечественном книгоиздании – и прежде всего, с нехваткой книг о современной жизни, об острых проблемах переходного возраста
5. Среди книг различных типов и жанров у школьников средних классов лидируют приключенческая литература (ее любят читать 53% опрошенных); фантастические, «волшебные» книги (50%); веселые, смешные книги (46%). Треть опрошенных любит читать страшные, таинственные книги, чуть более четверти (28%) – занимательную, познавательную литературу, около одной пятой – романтические книги, книги про любовь (среди девочек – 34%), а также книги о войне, сражениях, полководцах (33% среди мальчиков). Авторитет родителей, учителей, библиотекарей как рекомендателей книг с возрастом учащихся падает. Напротив, рекомендации сверстников, друзей становятся все более значимыми, особенно для девочек. Подавляющее большинство учеников средних классов записаны в библиотеку – чаще всего в школьную (59%), а более двух пятых и в городскую (43%). Мальчики заметно активнее девочек играют в компьютерные игры – этим заняты, по их признаниям, 79% мальчиков и 59% девочек.
6. В семьях, о которых дети говорят, что у них «все читают», младшее поколение не только читает чаще, но чаще и покупает книги, чаще пользуются всеми типами библиотек. Здесь выше авторитетность читательских рекомендаций товарищей, родителей, учителей, библиотекарей, но выше и способность самому решать, что выбрать для чтения. Однако важнее всего, что здесь иные взаимоотношения в семье. В читающих семьях, где у родителей – более высокий уровень образования и выше готовность дать более качественное образование своим детям, школьники заметно чаще описывают отношения с родителями как дружные, тогда как в не читающих чаще возникает непонимание, ссоры, особенно часто – из-за учебы, бытовых проблем, плохого поведения учащихся.
7. Между различными составляющими культурного капитала семьи наблюдается отчетливая связь. Так самые большими домашними библиотеками располагают семьи тех детей, которые учатся в спецшколах, лицеях, гимназиях. Если в среднем домашние библиотеки свыше 500 книг имеют 12% семей опрошенных горожан, то среди родителей, желающих дать своим детям более специализированное, качественное образование и, в этом смысле, инвестирующих свои деньги, знания, связи в будущее, такими библиотеками располагают 20%. Более активны такие родители и в собственном чтении: 29% их прочитали за последние три месяца более 7 книг (среди родителей «обычных» учащихся – 18%). Наиболее обеспечены книгами дети москвичей: почти половина родителей здесь (48%) отмечают, что у их детей дома – более 100 книг. Москвичи, особенно родители «продвинутых» детей, вдвое чаще других готовы выделить на покупку детских книг серьезные суммы денег: каждый пятый выражает готовность потратить на это свыше 500 рублей в месяц (среди родителей «обычных» школьников – таких лишь 10%). Большинство родителей считают, что их дети читают меньше, чем они сами читали в этом возрасте, причем родители детей постарше ощутимо критичней по отношению к своим наследникам. Но при оценке интенсивности чтения своих детей и их сверстников почти половина опрошенных родителей (44%) считают, что их дети считают примерно столько же, сколько их сверстники, т.е. критично относятся ко всему младшему поколению.
8. Родители более старших детей чаще среднего опасаются «дурного» влияния компьютера на чтение, умственное развитие и досуг их детей. Между тем, полученные нами данные показывают, что дети, регулярно пользующиеся Интернетом, нередко бывают более активны и избирательны в чтении.