Тезисы доклада генерального директора Фонда «Пушкинская библиотека» на международной научно-практической конференции «Подросток и современное общество: права и ответственность».
Конференция проходила в рамках Международного фестиваля «Библиобраз» 2007 (октябрь 2007г).

«Чтение  подростка и  современный мир»
( по материалам всероссийского социологического исследования)

Роль подростка в культуре двойственна. С одной стороны, он традиционно выступает объектом воспитания, воздействия  и контроля.  Именно взрослые определяют, какой должна быть полезная детская книга и какие книги вредны ребенку. С другой стороны –современная культура во многих отношениях складывается под влиянием подростковой культуры. В языке «взрослой», в том числе образованной части общества,  сознательно и во многом демонстративно используется молодежный сленг как знак собственной динамичности и «продвинутости». Более модным становится  подростковый стиль в современной одежде. В массовой литературе для всех групп населения успешно эксплуатируются популярные подростковые жанры – приключения, детектив, исторический роман, фэнтези.  Бум популярности во всех слоях общества пришелся на произведения о Гарри Поттере, созданные для подростков. Вот почему мы рассматриваем детское чтение не как сегментарную субкультуру, изолированную от «взрослой»  части, но как одну из исходных точек для всей национальной культуры.
В декабре 2006 года Аналитический центр Юрия Левады совместно с Некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека»  при финансовой поддержке Федерального агентства «Роспечать»  провели  исследование «Чтение школьников и культурные ресурсы семьи», основанное на выборке городского детского населения, в частности,  группы школьников 5-9 классов. Исследование показало, что подростковая стадия чтения отличается неустойчивостью и, к сожалению, имеет сегодня отчетливо выраженный регрессивный характер.
Во-первых, в этом возрасте снижается интенсивность чтения.  Так, если среди младших школьников доля тех, кто не прочитал ни одной книги за три предшествующих опросу месяца, составила 3%, то среди учащихся средних классов этот показатель возрос до 10% и продолжал увеличиваться в старших возрастных группах. Во-вторых, изменяется отношение к книге: все чаще слышно мнение о том,  что чтение - скучное и никому не нужное занятие. В-третьих,  более чем в два раза увеличивается доля тех,  кто не имеет дома своих книг: более 100 книг имеют дома только 11% подростков. К переходу в старшие классы число детей, не имеющих дома своих книг, быстро растет. Что касается конкретных  авторов и   книг, которые запомнились подросткам, то в ходе исследования был получен список из 396 позиций. Значительную часть этого перечня составляет, разумеется, программная литература – Пушкин, Лев Толстой, Маяковский, Тургенев («Отцы и дети»), Островский («Гроза»)… Что касается «индивидуализированной» части списка, то книгу-лидера  угадать нетрудно - это, конечно,  серия о Гарри Поттере.
 В списке отмеченных ребятами книг обращают на себя внимание несколько моментов:
- единичные упоминания современных отечественных авторов и зарубежных классиков (Н. Носов, В. Железников, Э. Успенский; М. Твен, Л. Кэрролл и т.п.);
- почти полное отсутствие научно-познавательных книг и книг, формирующих мировоззрение;
- частое упоминание давно «вышедших из читательского оборота» произведений из  библиотек родителей («Четвертая высота», «Повесть о настоящем человеке» и т.п.).
Полученные результаты говорят о том, что в издательской  политике существуют явные перекосы. Так, книги для детей и юношества составляют в целом 6,6% по числу названий от общего числа выпущенных в 2006 году книг.  Из них научно-познавательные издания  занимают всего 4% (из общего числа выходящих в стране названий это 0,3%), а если говорить об отечественных авторах, то их и того меньше.
Существенная особенность исследования заключалась в параллельных опросах детей и родителей для выявления  воздействия семьи на становление маленького читателя. Темой для обсуждения стала «книжная» атмосфера семьи (наличие в доме книг, покупка литературы для детей, семейная практика чтения вслух и обсуждения прочитанного, знание родителями того, что читает их ребенок). Исследование позволяет говорить о девальвации роли семьи в литературной социализации подростка, что  является результатом  ряда процессов, происходящих в массовом сознании взрослого населения.
Усиливается ориентация на пассивно-развлекательные формы досуга, в которую не вписывается труд по воспитанию ребенка.  Среди занятий, доставляющих людям наибольшее удовольствие, первое место занимает «просмотр телепередач», а «занятие с детьми, помощь в уроках» – 13-е, последнее, место.
Родители все меньше несут ответственность за культурное развитие ребенка и перекладывают эту роль на другие, преимущественно государственные, институциональные  структуры (школу, СМИ, библиотеку). Только  11% опрошенных родителей прочитали за последние три месяца свыше 7 книг, имеют дома свыше 500 книг – 12%,  купили за последние полгода более 10 книг для детей – 12%. Из дома ушла книжная аура, в которой жил ребенок в эпоху массового книгособирательства: большинство семей (38%)  имеют дома до 100 книг, чаще всего случайных, причем объем домашних собраний у более молодых родителей уменьшается. С этими процессами  связано и разрушение  традиций семейного чтения. Если 33% школьников первого класса сказали, что им никто не читает вслух, то к четвертому классу этот процент увеличивается  до 67.
Падает роль столь важного института поддержания читательской культуры как библиотека. По мере взросления процент детей, записанных в библиотеку, уменьшается весьма существенно: среди младших школьников – это 66% , среди учащихся средних классов –  уже 59% (школьная библиотека), а городской библиотекой, что является свидетельством более развитых читательских интересов,  пользуются 43% подростков.
Взаимоотношения подростков с современным миром носят во многом опосредованный характер. Эта группа «подключается» к миру через сложившуюся систему социальных и культурных институтов. От деятельности этих структур зависит накопление подростками того гражданского и культурного капитала, который определит в дальнейшем их место в обществе.
Надеемся, что результаты исследования обратят на себя внимание и помогут  изменить ситуацию к лучшему.     

P.S. Статья по тема: Ольга Рагозина «Вечерняя Москва» от 08.12. 07 «Национальной детской литературе надо серьезно помогать». С публикацией модно познакомиться на сайте: www.bigbook.ru