kak stat ehkskursovodom logopgrants logo gp horizontal

Выбор будущей профессии — серьёзная жизненная задача. Особенно она важна для детей с нарушением слуха, так как мир глухих практически не пересекается с миром слышащих людей. Связующим звеном между миром глухих и миром слышащих людей являются дети CODA, владеющие русским жестовым языком (РЖЯ) с детства. Проект помогает детям познакомиться с очень востребованной профессией - "глухой экскурсовод" и попробовать свои силы на практике. Уникальность глухих экскурсоводов в том, что они не используют калькующую жестовую речь, как делают это переводчики РЖЯ, а рассказывают историю на понятном глухим людям языке межличностного общения, знают необходимые термины и могут их разъяснить.

Проект реализован с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Партнеры проекта Российская государственная детская библиотека и АНО «Слышащие дети в семье глухих».

Проект состоял из трех этапов и был направлен на встраивание детей с нарушением слуха в активный социум.

Основная задача первого этапа – показать детям 10 -16 лет, что профессия "глухой экскурсовод" становится очень перспективной и познакомить их с основами этой профессии. Программа состояла из 11 очных занятий для детей из Москвы и Московской области и 11 параллельных вебинаров для детей из регионов с участием наставников из числа родителей, библиотекарей, сотрудников музеев. На занятиях дети узнают о методах проведения экскурсий на РЖЯ по трем направлениям: Музей, Достопримечательность, Библиотека и научатся создавать видеогиды. Для расширения кругозора детей и знакомства с профессией на занятиях была рекомендована лучшая детская литература, посвященная профессии и достопримечательностям. А для родителей был проведен вебинар психолога-сурдопедагога по профориентации детей. Для проведения занятий в Москве была сформирована группа из 12 детей и 7 групп по 6 детей в семи регионах РФ. Программа очных занятий и вебинаров разработана и проведена дипломированным глухим экскурсоводом и специалистом по созданию видеогидов на РЖЯ. Все занятия проводились на РЖЯ с переводом на русский разговорный язык. Записи вебинаров были размещены в интернете для подготовки ко второму этапу проекта и доступны всем желающим.

Второй этап проекта «Как стать экскурсоводом» был направлен на применение участниками знаний, ранее полученных в ходе занятий по профессии «глухой экскурсовод», и создание экскурсионных видеосюжетов по музею, достопримечательности, библиотеке на практике. Для этого был организован и проведен Всероссийский командный конкурс "Россия глазами детей" по созданию экскурсионных видеогидов на РЖЯ для детей 10-16 лет и из наставников из числа родителей, педагогов, библиотекарей. В Конкурсе приняли участие более 150 человек из из 14 регионов 7 федеральных округов РФ. На конкурс было прислано 79 видеосюжетов по 3 номинациям: Музеи России, Достопримечательности России, Библиотеки России. В состав жюри вошли слышащие люди и люди с нарушением слуха из числа экскурсоводов, переводчиков РЖЯ, библиотекарей, специалистов по созданию видеороликов, актеров (всего 5 человек). Жюри определило 9 команд победителей (по три команды в каждой номинации) из Москвы, Московской обл., Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Твери, Екатеринбурга. Кроме этого еще 4 команды были отмечены специальными призами жюри. Для награждения победители Конкурса были приглашены в Москву.

Третий этап проекта - создание видеогида «России глазами детей» из лучших видеоматериалов участников конкурса. Ролики, вошедшие в видеогид, были профессионально доработаны, дополнены подстрочником на русском языке и представлены в сети Интернет. Эти ролики могут стать визитными карточками для музеев и библиотек.

Подведение итогов конкурса и награждение команд победителей состоялось в Москве 15-17 октября 2021 г. Для победителей была организована культурная программа: мастер-классы по проведению экскурсий на РЖЯ с переводом на русский разговорный язык по достопримечательностям Москвы, по экспозиции Государственного музея изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, Российской государственной детской библиотеке, Театру Мимики и Жеста с посещением спектакля «Пеппи Длинный чулок». Торжественная церемония награждения победителей и призеров прошла в Российской государственной детской библиотеке 17.10.2021 г.

В дальнейшем музеи, библиотеки и другие учреждения культуры, которые развивают или планируют развивать в своей работе инклюзивное направление, смогут благодаря материалам проекта освоить опыт создания видеосюжетов на РЖЯ о своих учреждениях, привлекая, в том числе, и участников проекта.

В результате реализации проекта создана эффективная модель социализации детей с нарушениями слуха на примере знакомства с профессией "Экскурсовод".

Результат очных занятий для детей в Москве - это отработка методик и практик проведения экскурсий на РЖЯ по трем направлениям: достопримечательность, музей, библиотека. Проведение цикла вебинаров позволило транслировать апробированный опыт для более широкой аудитории в регионах. Для детей участие в вебинарах стало подготовкой к конкурсу по созданию видеогдов, а для наставников и специалистов - мастер-классами и методическими уроками по организации дальнейшей работы с целевой аудиторией. Проведение конкурса способствовало развитию творческой инициативы среди детей, а также позволило создать из лучших конкурсных работ видеосюжеты по регионам России, которые представлены в сети Интернет для широкой аудитории. Победители конкурса и участники проекта не только научились проводить экскурсии на РЖЯ, но и совершенствовали знание РЖЯ, получили навыки сбора и представления информации, проявили интерес к изучению культурного наследия своего края.

Просветительский проект «Как стать экскурсоводом» для глухих и слабослышащих детей и детей CODA, стал призером III Всероссийского конкурса программ и практик социокультурной реабилитации инвалидов в номинации «Творчество без границ».