Сравнительный анализ полученных результатов прояснил современную ситуацию в области трансляции книжной культуры, динамику и вектор читательского поведения. Проект реализовывался  в направлениях:

  1. Всероссийский опрос населения аналитической службой ВЦИОМ—А. Опрос проводился осенью 2003г. по заказу Фонда «Пушкинская библиотека». Круг вопросов, обращенных к респондентам, охватывал частоту чтения газет, журналов, книг; состав чтения и покупки книг в последнее время; обращение в общедоступную библиотеку и круг литературы, используемой либо отсутствующей в ней; ожидания читателей по отношению к библиотеке. Выборка по основным социально-демографическим параметрам (пол, возраст, образование, доход, тип населения и др.) составила 2093 человека. В результате проведенных исследований было выяснено, что в 2002г. только 16% жителей России читали художественную литературу ежедневно, а 26% — практически никогда; наибольшей популярностью пользуются зарубежные и российские детективы и боевики (15—12%), а наименьшей — поэзия (3%). 67% россиян фактически не имеют домашней библиотеки, а 32% никогда не были записаны в какую-либо библиотеку. При этом наибольшее количество респондентов хотели бы получать в библиотеке информацию по любому вопросу. Наиболее читаемыми авторами оказались Д.Донцова и М.Митчелл, а наименее — В.Гюго и А.Чехов. 79% опрошенных в последнее время не покупали никаких книг или журналов.
  2. Опрос библиотекарей о читательском спросе и о возможностях его удовлетворения. Анкетирование проводилось совместно с региональными библиотечными центрами (РБЦ). Во все регионы России были разосланы специально разработанные анкеты, содержащие большое количество подробных вопросов к сотрудникам библиотек. Анализ полученных результатов от 1000 библиотек показал, что комплектаторы массовых библиотек предпочитают в первую очередь приобретать учебники для средней школы (82%), затем следуют познавательная литература для детей и юношества (80%), популярные издания по психологии (76%), книги по информационным и компьютерным технологиям (76%). Менее всего комплектаторы заинтересованы в пересказах художественных произведений (6,5%), специальных исследованиях и монографиях по точным и естественным наукам (9,2%) и советской классике, не входящей в школьную программу (Н.Островский, Ф.Гладков и т.п. — 10,4%). Таким образом, библиотека, предлагая читателям учебную литературу, восполняет недостатки образовательного процесса. С другой стороны, библиотека вынуждена обеспечивать потребности читателей в развлекательной литературе, предлагая им популярные детективы отечественных авторов и «женские» романы.