headerLogo.gif

 Объявлен список второго сезона Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». В этом году на конкурс поступило 1340 рукописей и книг. В «короткий список» отобрано 36 произведений. Имена лауреатов второго сезона будут объявлены на официальной церемонии награждения  22 мая. Ежегодная литературная детская  премия «Заветная мечта» учреждена в 2005г. одноименным  Благотворительным  Фондом, созданным по инициативе компаний «МИАН».  Подробности на сайте:  www.dreambook.ru


«Лидерство – способ организовать свое жизненное пространство так, чтобы в нем хотелось жить и развиваться не только тебе, но и другим»

 Измагурова В., психолог, преподаватель психологии, философии, соавтор книги «Личность в измененных состояниях сознания».

«Преуспевающему лидеру приходится быть новатором. Если вы не стоите на шаг впереди толпы, то скоро окажетесь на шаг позади всех»

Лэндри Том, «Главный тренер команды «Dallas Cowboys»

 «Современный библиотечный лидер в содержании управления должен от приказа перейти к приемам убеждения, от наказания - к системе поощрений, от ресурсоснабжения - к поиску ресурсов, а также сменить формальный контроль на доверие. Он должен не только обладать правом управлять, распоряжаться, командовать, но и уметь править, обладать достаточными для этого знаниями.»

Рудич Л.И. «Проблемы формирования руководителя-лидера в условиях библиотеки»

Некоммерческий фонд «Пушкинская библиотека», Образовательный проект «Школа библиотечного лидерства: библиотеки как центры устойчивого развития местных сообществ России».

Новый  образовательный проект Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека» представляет собой яркую, нестандартную и интересную инициативу, направленную на изменение места и роли библиотеки и библиотекаря в местном сообществе и использующую в качестве основы АТО («Активные Технологии Образования»).
Включить библиотеки во внешнее пространство, сделав их центрами местной жизни - вот та задача, которая стоит перед библиотекарями. Библиотеки – это не просто стены, книги, фонды оборудование, организации. Это – прежде  всего люди, которые в них работают. Библиотекарь должен стать творческим, креативным  центром, новатором,  генератором перемен, способным изменить в лучшую сторону окружающую реальность, настоящим библиотечным лидером. Для этого в мире существуют простые, но эффективные технологии.
Основная цель программы состоит в формировании у слушателей системных представлений о библиотечном лидерстве, то есть комплексе технологий, направленных на  позитивные изменения как собственной роли и позиции, так  и положения библиотеки.
Проект призван содействовать:
• активизации лидерского капитала библиотечного сообщества и совершенствованию современных профессиональных навыков библиотекарей;
• позиционированию библиотек как точек роста, информационных и образовательных центров местных сообществ и «кластеров» экономики знаний;
• созданию и укреплению механизмов партнерства между библиотеками различных уровней, органами местного самоуправления, бизнесом и некоммерческим сектором, тиражированию уже существующего успешного опыта;
• внедрению новых социальных сервисов в практику работы библиотекарей;
• современным подходам к комплектованию библиотечных фондов, как ресурсной базе реализации системы библиотечного лидерства;
• переводу библиотек в «клиенто-ориентированный»  режим деятельности;
Проект  стал одним из победителей конкурса на получение государственных грантов, объявленного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 367 – РП  в номинации «Культура и образование».  Обучение осуществляется в очно-заочной форме, по окончании обучения выдается свидетельство о повышении профессиональной квалификации  государственного образца. Очная часть программы предполагает  проведение 4-х дневного интенсивного семинара-тренинга, включающего как лекции и презентации, так и групповую деятельность, анкетирование, деловые игры, коллективную работу над библиотечными проектами. Каждый день – тематический: первый день посвящен библиотечному лидерству и новым ролям библиотеки; второй - коммуникационному менеджменту и PR в библиотеке, третий и четвертый день - работе над  библиотечными проектными идеями  для местного сообщества и ресурсам. Завершается семинар презентацией ярких, разнообразных проектных идей, которые, несомненно, имеют все шансы быть воплощенными в реальность.
В настоящее время  при поддержке региональных библиотек о органов культуры уже  проведена  серия семинаров-тренингов в Северо-Западном, Южном, Приволжском, Уральском  федеральных округах, в Москве и Московской области. Обучение прошли  около 120 библиотекарей из самых разных типов библиотек, занимающих разные должности и живущих в различных регионах. У большинства  из них по результатам анкетирования  зафиксирован несомненный рост  лидерских качеств и освоение новых технологий. Кроме этого,  запущен образовательный веб-ресурс «Школа библиотечного лидерства: библиотеки как центры устойчивого развития местных сообществ России» www.biblider.ru, на котором в ближайшее время будут проводиться интернет-лекции (заочная часть проекта), уже размещается информация о стипендиях, грантах и конкурсах, лучшие проектные идеи и реализованные проекты.
 
Экспертная группа семинара:
• Громова Ольга Константиновна – главный редактор газеты «Библиотека в школе»
• Прянишников Николай Евгеньевич  - эксперт НФ «Пушкинская библиотека», Благотворительного  фонда В. Потанина и  Института стратегического развития муниципальных образований «Малые города»
• Лисицкий Андрей Викторович – руководитель проекта «Школа библиотечного лидерства»  Некоммерческого Фонда "Пушкинская Библиотека", доцент кафедры культурологии МПГУ, кандидат культурологии
• Зайцева Светлана Александровна – координатор проекта, доцент ВШК МГУКИ, кандидат философских наук.

В случае Вашего желания провести программу в Вашем регионе более подробную информацию Вы можете получить у координатора проекта  Зайцевой Светланы Александровны e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. тел. +7-916-906-45-09 либо руководителя проекта  Лисицкого Андрея Викторовича e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. тел. +7(495) 6286422.


В рамках международной  литературной конференции по фантастике «Роскон» состоялось вручение премий за лучшие фантастические произведения 2006г. Они присуждались по итогам голосования участников «Роскона». Лучшим романом признана книга А. Громова «Исландская карта». В номинации «Фантаст года» (присуждается по результатам опроса книготорговых организаций автору, чьи произведения более всего востребованы читателями) победу одержал известный писатель Ник Перумов.
Конференция проходила в седьмой раз. Это представительное мероприятие  собрало  как признанных мастеров, так и только начинающих  писателей, а также критиков  и издателей, деятельность которых связана с фантастикой,  из разных регионов РФ, стран СНГ и Балтии, а также дальнего зарубежья.
Его почетными гостями в этом году были – Сергей Лукьяненко, Ник Перумов, Дмитрий Быков, Василий Головачев, Зиновий Юрьев, Майкл  Суэнвик (США).
Подробности на сайте: www.bigbook.ru


Когда Фонд "Пушкинская Библиотека" при финансовой поддержке Федерального  агентства по печати и массовым коммуникациям решил провести конкурс "Детское читательское жюри", никому и в голову не могло прийти, количество его юных участников составит более 25 тысяч.
По условиям конкурса в детские библиотеки семи регионов России - Архангельской, Владимирской, Липецкой, Ростовской, Тюменской, Ярославской областей и Чувашской Республики -  были направлены комплекты из 15 книг (по пять для читателей младшего, среднего и старшего школьного возраста), которые предлагалось оценить и при желании написать отзыв или рецензию Отрецензировать понравившееся произведение захотел каждый пятый участник конкурса, отзывавов библиотеками было получено более 4200: "По-моему, нужно быть гениальным человеком и отличным писателем, чтобы в простых словах, которые мы произносим каждый  день, увидеть другие, отличающиеся одной  буквой, которая меняет все  - улицы, людей, зверей и, словом, весь мир", - пишет Света Артемьева из Тюменской области о книге Андрея Усачева "Малуся и Рогопед".  А самый, наверное, ценный отзыв дал  девятилетний Вова Штыков на книгу Артура Гиваргизова "Хитрый Зубов": "Книга мне очень понравилась. Мне даже захотелось, чтобы на моей книжной полке была эта книга и я мог своим друзьям дать ее почитать".
Дети действительно рекомендовали книги своим друзьям, родителям и друзьям родителей.
Юные читатели назвали самые, по их мнению, лучшие книги для каждой возрастной категории. Всего их четыре: "Малуся и Рогопед" и "Хитрый Зубов" в младшей группе, "Все будет в порядке" Валерия Воскобойникова - в средней и "Остров в море" Анники Тор - в старшей.
"Конкурс показал, как важно дать ребенку в руки хорошую книгу", - говорят библиотекари.
Итак, книги - победители названы. Но среди юных рецензентов тоже будут лауреаты, их имена станут известными в начале апреля.


pushkin_44.jpgВ первый рейс по Ленинградской области отправился библиобус – передвижная библиотека на базе автобуса «Mercedes». Библиобус сегодня- это специально технически-оснащенная модель автобуса, с постоянно обновляющимся книжным фондом. Приобретен автобус на средства бюджета Ленобласти. После технического ремонта возобновил свою работу и волгорадский библиобус. Этот современный передвижной информационно-библиотечный центр успешно работает в регионе с 2003г. Идея его создания принадлежит Администрации Волгоградской области и Фонду « Пушкинская библиотека». За эти годы библиобус объехал 30 сельских районов, в которых его посетили более 18600 человек.


546941_20030515115027_1.jpgОбъявлены лауреаты литературной премии Александра Солженицына. Ими стали литературовед Сергей Бочаров и лингвист Андрей  Зализняк. Вручение наград состоится 16 мая в фонде "Русское зарубежье".В этом году премия Солженицына вручается в десятый раз.

Подробнее на сайте www.knigoboz.ru

Конкурс «Детское читательское жюри» организован некоммерческим фондом «Пушкинская библиотека» по заказу и при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Итоги конкурса


 «Детское  читательское жюри» - это конкурс детских читательских симпатий.
Дети выбирали из числа предложенных книг самые интересные.

Цель – поддержать и развить у детей интерес к чтению, как к увлекательному творческому процессу, выявить читательские предпочтения детей и подростков, привлечь к детской книге и проблемам детского чтения педагогов, родителей и широкие круги общественности, сплотить их и поощрить сотрудничество в деле пропаганды чтения, поддержать издателей, выпускающих хорошие детские книги и  авторов книг - писателей, художников, переводчиков.

На конкурс предложен комплект из 15 книг – по пять в трех возрастных группах:
7-9, 10-12, 13-15 лет. Книги, включенные в комплект большей частью новинки детской литературы, опубликованные за последние два года. Но они  не обязательно  являются «лучшими классическими образцами детской литературы». При отборе книг учитывалось, что у каждой книги есть своя  аудитория, поэтому в комплект включены книги различные как по жанрам и темам, так и по художественным достоинствам.  Члены детского жюри могут (и должны) сами оценить качество прочитанных книг.

НФ «Пушкинская библиотека» рассылал в регионы, согласованные с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, комплекты книг, которые предлагались детям для чтения, обсуждения и выбора наиболее, по их мнению, интересных и достойных.
Участниками конкурса могли быть любые детские и школьные библиотеки, школы, учреждения дополнительного образования.

Конкурс осуществлялся в несколько этапов:
1 этап  - декабрь 2006 г. – получение книг и распределение по библиотекам региона;
2 этап – декабрь 2006 г. - февраль 2007 г. - Библиотеки привлекали детей к участию в конкурсе, распределяли книги, следили за максимально быстрой и эффективной циркуляцией книг.
Дети писали отзывы, проводили обсуждение книг в мини-группах (классах) в школах или непосредственно в библиотеках.
3 этап – март 2007 г. -  По итогам обсуждений и анализа поданных рецензий оценивались все включенные в конкурс книги, определялись  финалисты в каждой из трех возрастных категорий.
4 этап – март 2007  г. – подведение итогов и определение самых популярных детских книг.

14 марта 2007 г.   рамках Национальной книжной выставки ярмарки «Книги России» во Всероссийском выставочном центре (ВВЦ)  Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям   и Фонд «Пушкинская библиотека»    провели конференцию по итогам Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри».

На конференции прошло  награждение победителей  конкурса.
Ими стали:
Победители в первой возрастной категории (7-9 лет)
В номинации «лучший писатель»:
Андрей Усачев – за  книгу «Малуся и Рогопед» (издательство «Эгмонт»).
Артур Гиваргизов – за книгу «Хитрый Зубов» (издательство « Дрофа-Плюс»).

В номинации в номинации лучшее издательство
Издательство «Эгмонт»  (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А.Усачева «Малуся и Рогопед») 
Издательство «Дрофа Плюс» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Гиваргизова «Хитрый  Зубов»)

Победители во второй возрастной категории (10-12 лет)
В номинации «лучший писатель»:

Валерий Воскобойников  - «Все будет в порядке» - издательство «ОГИ»

В номинации лучшее издательство:
Издательство ОГИ  (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге В. Воскобойникова «Все буде в порядке»)

Победитель в третьей  возрастной категории (13-15) лет
Аника Тор «Остров в море»
В номинации «лучшее издательство»:
Издательство «Самокат» (получают логотип конкурса с правом дальнейшего его тиражирования на книге А. Тор «Остров в море»)

В номинации лучший координатор (получают Дипломы и комплекты из 20 книг)
Владимирская областная библиотека им. А.М. Горького
Архангельская областная научная библиотека им. Н.А. Добролюбова

Победители в номинации  «лучший  читатель» - ими стали: Михаил Русов, г. Данилов , Ярославская область; ученики 4 класса Сетовской сельской школы, Тобольский район, Тюменская область (учитель Цветкова В.Н.); Бородина Ирина, г. Каменск-Шахтинский, Ростовская область.

Победителям  высланы Дипломы  и комплекты детских книг из серии «Внеклассное чтение». 

Итоги исследования


 

 

            Общероссийское исследование «Чтение детей и подростков»     Основные данные и выводы  

 

Общероссийское исследование «Чтение детей и подростков» было проведено в конце 2006г Аналитическим центром Юрия Левады (Левада-Центр) совместно с Фондом «Пушкинская библиотека» по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в декабре 2006 г. Выборку исследования, которое проходило в 26 региональных отделениях Центра по всей стране, составили 600 младших школьников (учащиеся 1-4 классов), 600 старших школьников (5-9 классы) и 600 родителей, имеющих детей школьного возраста (учащихся 1-9 классов).  

 

1. В младших классах чтение помимо школы характерно для подавляющего большинства детей: доля школьников младшего возраста, которые не прочитали за последние три месяца ни одной книги, составила лишь 3%. Более интенсивное чтение характерно для девочек. Самая высокая доля активных читателей - среди опрошенных больших городов. Библиотеками тоже более активно пользуются девочки: почти три пятых их (74%) ходят в библиотеку, среди мальчиков - 57%. Доля учеников младших классов, пользующихся библиотекой, плавно растет с возрастом: если в первом классе не ходит в библиотеку почти половина учеников (48%), то среди учеников 4-ого класса таких уже меньше четверти (23%).   Дети, читающие много, значительно чаще среднего ходят в библиотеку. 

 

2. Доля не читающих среди учащихся средних классов - 10%. На интенсивность чтения детей этого возраста явно влияет размер домашней библиотеки родителей: чем больше книг дома, тем чаще дети читают. Девочки и в этом возрасте читают чаще, чем мальчики. Группа активно читающих детей наиболее высока в более обеспеченной и образованной Москве.  

 

3. К 9 классу интенсивность чтения снижается. Мы предполагаем, что это связано не только и не столько с усилением других видов досуговой активности, в частности интересом к кино, компьютеру, Интернету, общению со сверстниками, но и с обострением личностных проблем, ухудшением отношений с родителями.  

 

4. Чтение школьников средних классов мотивировано преимущественно собственным интересом, любовью к чтению: в среднем 72% школьников 5-9 классов говорят, что им нравится читать. Однако с возрастом школьников у них нарастает отношение  к чтению как принудительному и скучному занятию, которое никому не нужно. 

Ты согласен или нет с суждением (сравнение положительных ответов)…  

 

 

 

Ученики 5-ого класса

 

 

Ученики 9-ого класса

 

 

«Мне нравится читать»

 

 

81

 

 

64

 

 

«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»

 

 

27

 

 

42

 

 

«Ненавижу читать, скучное занятие»

 

 

4

 

 

19

 

 

«Чтение сейчас никому не нужно»

 

 

6

 

 

10

 

 

 

Мы предполагаем, что это, среди прочего, связано с дефицитом литературы для подростков в отечественном книгоиздании – и прежде всего, с нехваткой книг о современной жизни, об острых проблемах переходного возраста 

 

5. Среди книг различных типов и жанров у школьников средних классов лидируют приключенческая литература (ее любят читать 53% опрошенных); фантастические, «волшебные» книги (50%); веселые, смешные книги (46%). Треть опрошенных любит читать страшные, таинственные книги, чуть более четверти (28%) – занимательную, познавательную литературу, около одной пятой – романтические книги, книги про любовь  (среди девочек – 34%), а также книги о войне, сражениях, полководцах (33% среди мальчиков). Авторитет родителей, учителей, библиотекарей как рекомендателей книг с возрастом учащихся падает. Напротив, рекомендации сверстников, друзей становятся все более значимыми, особенно для девочек. Подавляющее большинство учеников средних классов записаны в библиотеку – чаще всего в школьную (59%), а более двух пятых и в городскую (43%). Мальчики  заметно активнее девочек играют в компьютерные игры – этим заняты, по их признаниям, 79% мальчиков и 59% девочек.  

 

6. В семьях, о которых дети говорят, что у них «все читают», младшее поколение не только читает чаще, но чаще и  покупает книги, чаще пользуются всеми типами библиотек. Здесь выше авторитетность читательских рекомендаций товарищей, родителей, учителей, библиотекарей, но выше и способность самому решать, что выбрать для чтения. Однако важнее всего, что здесь иные взаимоотношения в семье. В читающих семьях, где у родителей – более высокий уровень образования и выше готовность дать более качественное образование своим детям, школьники заметно чаще описывают отношения с родителями  как дружные, тогда как в не читающих чаще возникает непонимание, ссоры, особенно часто – из-за учебы, бытовых проблем, плохого поведения учащихся.  

 

7. Между различными составляющими культурного капитала семьи наблюдается отчетливая связь. Так самые большими домашними библиотеками располагают семьи тех детей, которые учатся в спецшколах, лицеях, гимназиях. Если в среднем домашние библиотеки свыше 500 книг имеют 12% семей опрошенных горожан, то среди родителей, желающих дать своим детям более специализированное, качественное образование и, в этом смысле, инвестирующих свои деньги, знания, связи в будущее, такими библиотеками располагают 20%. Более активны такие родители и в собственном чтении: 29% их прочитали за последние три месяца более 7 книг (среди родителей «обычных» учащихся – 18%). Наиболее обеспечены книгами дети москвичей: почти половина родителей здесь (48%) отмечают, что у их детей дома  – более 100 книг. Москвичи, особенно родители «продвинутых» детей,  вдвое чаще других готовы выделить на покупку детских книг серьезные суммы денег: каждый пятый выражает готовность потратить на это свыше 500 рублей в месяц (среди родителей «обычных» школьников – таких лишь 10%). Большинство родителей считают, что их дети читают меньше, чем они сами читали в этом возрасте, причем родители детей постарше ощутимо критичней по отношению к своим наследникам. Но при оценке интенсивности чтения своих детей и их сверстников почти половина опрошенных родителей (44%) считают, что их дети считают примерно столько же, сколько их сверстники, т.е. критично относятся ко всему младшему поколению. 

 

8. Родители более старших детей чаще среднего опасаются «дурного» влияния компьютера на чтение, умственное развитие и досуг их детей. Между тем, полученные нами данные показывают, что дети, регулярно пользующиеся Интернетом, нередко бывают более активны и избирательны в чтении.

 

 


19 марта на ВВЦ в рамках  X  Национальной выставки-ярмарки "Книги России" состоялась торжественная церемония награждения лауреатов и победителей Третьего Всероссийского конкурса региональной и краеведческой литературы "Малая Родина".
Конкурс проводился Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Генеральной дирекцией Международных  книжных выставок и ярмарок в целях поощрения наиболее интересных исследований и творческих работ в области краеведения, а также поддержки российских региональных издательств, продвижения их литературы на российский  книжный рынок.
Подробнее на  www.fapmc.ru


12-15 марта 2007 года в г. Салехарде прошла  Окружная межотраслевая конференция "Детское и молодежное чтение как феномен культурного наследия".
Основная тема мероприятия  -  повышение престижа чтения в молодежной среде.
Организатор Конференции -  Национальная электроная библиотека ЯНАО при поддержке департамента по культуре, искусству и кинематографии Ямало-Ненецкого автономного округа.
В конференции принял участие координатор проектов Фонда "Пушкинская Библиотека" - Лисицкий Андрей Викторович.